ММСИ, Москва. 2015г.
Визуальный акцент на непрерывности, единообразии и связности, почерпнутый из письменности, сталкивает нас с великими техническими средствами внедрения непрерывности и линейности через фрагментированное повторение.
Маршал Маклюэн. Понимание медиа. 1964
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
Игорь Северянин. Ананасы в шампанском. 1915
Полвека назад учёные замели – современный человек живёт в обществе, главная ценность которого – передача, получение, хранение и переработка данных. За этот срок информационные технологии стали самой быстроразвивающейся отраслью науки и производства. Представления о мире складываются из пестрого набора мелькающих изображений на экране телевизора, компьютера или планшета. Мозг фиксирует только зрительные образы, не успевая сопоставить их с сопровождающей текстовой информацией. Восприятие становится поверхностным и дробным, ослабевает понимание причинно-следственных связей и, как результат, утрачивается связь с действительностью. Воображение дорисовывает картины, искажая реальность, превращая все вокруг в пёструю карусель событий никак не зависящих от действий конкретного индивида. Каждый, таким образом,
В этом мерцающем экранном мире остаётся всё меньше места для чего-то материального и рукотворного. Может быть именно поэтому последние годы мы наблюдаем возвращение интереса к живописи как медиуму, создающему уникальное, не тиражное произведение. И, полагаю, по этой же причине живописцы зачастую обращаются к медиакультуре как к источнику вдохновения. Художники в своих произведениях пытаются заставить замереть виртуальный мир, задокументировать зыбкую дробную действительность и цифровой шум.
В своей живописи Мария Шарова и Дмитрий Окружнов стараются передать то восприятие мира, которое уже стало естественным для поколения родившихся в 80-е годы прошлого века. На их глазах произошло преобразование новостного потока из телевизионной картинки и газетной статьи в непрерывную лавину визуальной информации, обрушившуюся на человечество за последние 15-20 лет.
В одной из наших бесед, пару лет назад, Мария рассказала мне о том как они узнали из новостной ленты одной из социальных сетей о небольшом событии — провале дороги — произошедшем на соседней улице в небольшом городе в котором они живут. Впоследствии они использовали это изображение в одной из своих живописных работ. Думаю, это происшествие — один из ключей к пониманию их творчества, показывающего нам то, что современное общество утратило способность воспринимать реальный мир самостоятельно, подменив действительность медийными образами. Любое событие становится реальным, лишь получив подтверждение в выпусках новостей, даже в тех случаях, когда его интерпретация противоречит личным наблюдениям очевидцев.
Проект «В окружении действительности» — это тотальная живописная инсталляция, буквально окружающая зрителя и создающая не только ощущение пребывания внутри специально созданного пространства, но и принуждающая посетителя двигаться по определённому маршруту, заданному авторами. Попадая в некую проекцию этого искусственного мира, человек вынужден следовать предписанным путём, как бы проходя сквозь новостную ленту, где непрерывность и антропометричность визуального ряда создаёт у зрителя ложное ощущение логической последовательности и взаимосвязи событий, представляющих лишь разрозненные фрагменты реальной жизни выстроенные художниками сообразно их представлениям.
Само понятие «тотальная инсталляция» появилось в изобразительном искусстве совсем недавно, на рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века и введено в обиход Ильёй Кабаковым, художником, остро чувствующим изменения окружающего мира, его информационной и визуальной составляющих. Выбор именно этого способа представления своего проекта выдаёт в Марии Шаровой и Дмитрии Окружнове выпускников театральной мастерской МГАХИ им. Сурикова. Используя свои навыки театральных художников они эффективно используют музейные залы для создания специфической атмосферы погружения в информационное пространство. Зритель оказывается внутри, «во чреве» новостийной среды. Постепенно погружаясь в неё и теряясь в ней. Совмещение печати по баннерной ткани и живописи создают странную и пугающую смесь тиражного — «шуршащих» серых «пикселей» ставших подобием атомов из которых строится любое компьютерное изображение — и рукотворности — живописного воспроизведения событий, вырванных из контекста и образующих новое, причудливое повествование со взрывами и праздниками, постепенно проявляющимися из цифрового шума. Пустынный пейзаж, замаскированный в самом начале маршрута, даёт возможность спрятаться от бурлящего потока событий, потеряться окончательно в сконструированном мире, ставшим для большинства из нас куда более настоящим, гиперреальным, миром воплощённых иллюзий.
Д. Камышникова.
Проект состоит из 342 кв.м. баннер. Живопись по печати.